Archie Shepp: “Four for Trane”
10 августа 1964 года был записан “Four for Trane” – студийный альбом авангардного саксофониста Арчи Шеппа (vk.com/wall-43416763_9462), изданный на лейбле “Impulse! Records”. Четыре из пяти треков – это композиции Джона Колтрейна, оригинально интерпретированные в аранжировках Шеппа и тромбониста Розвела Радда, что, по-видимому, и объясняет название альбома – “Четыре для Трейна» (“Trane” – прозвище Джона Колтрейна).
Издание “The Penguin Guide to Jazz”, пишущее о самых значимых альбомах в истории джаза, включило “Four for Trane” в свою ключевую выборку "Core Collection", назвав его одним из классических джазовых альбомов 60-х, который приоткрывает захватывающую перспективу того, насколько совершенно по-разному может звучать то что было принято считать «революцией Колтрейна».
“Four for Trane” стал первой лидерской работой Арчи Шеппа, и неудивительно, что он посвятил его своему главному учителю, вдохновителю и бэнд-лидеру, – пишет обозреватель портала “allmusic” Том Джюрек. И, с его точки зрения, Шепп создал действительно превосходный и оригинальный альбом, чем во многом обязан аранжировкам Розвела Радда и прекрасно подобранному составу. Помимо Радда на тромбоне и Шеппа на тенор-саксофоне, в группе сыграли Джон Чикай на альт-саксофоне, колтрейновский басист Реджи Уокман и Чарльз Моффет, барабанщик Орнетта Коулмана. Даже для 1964 года это была суперсильная группа – которая просто гениально проявила себя.
Уже в своей первой необычной версии "Syeeda's Song Flute" Шепп позволил Радду в аранжировке оставить соло для самого себя и Чикая на первой линии, а затем в середине композиции «накачать» её блюзом и госпелом, прежде чем дать «двойное время» на самовыражение Уорману и Моффету. При этом из общего исполнения музыкантов создаётся впечатление настолько непосредственной, нерафинированной, «необработанной» игры, что вам кажется, будто вы присутствуете на живой записи знакомых ребят, собравшихся «поджемить по-простому». "Naima" в аранжировке Радда звучит необыкновенно красиво: он меняет тональность, чтобы подстроить тему под средний регистр инструмента Шеппа, а тот выдаёт блестящее исполнение в духе Бена Уэбстера, при этом добавляя то здесь то там хроматические сдвиги, постоянно как бы выталкивая мелодию за рамки гармоничного звучания. Единственная оригинальная композиция самого Арчи Шеппа – последний трек со сложным названием "Rufus (Swung, His Face at Last to the Wind, Then His Neck Snapped)" – сама по себе не слишком изысканная тема, однако одна прекрасно вписывается в общий материал благодаря изобретательным соло всех музыкантов, и особенно Чикая. Здесь вообще сложно найти мелодию, тональность меняется вместе со сменами ритма, гармонические последовательности перетекают из одной в другую в бесконечном разнообразии вариантов. И при всём при этом, во всей этой сложной необычной музыке сохраняется блюз, который достаёт из самых глубин и громко «смакует» сам Арчи Шепп. Саксофонисту было тогда всего 27 лет, а во времена его молодости с ним мало кто мог сравниться по безудержности и экспрессии – и это прекрасно слышно в каждой композиции альбома “Four for Trane”.
Рейтинг “allmusic” – максимальные 5 звёзд.
Список треков:
01. "Syeeda's Song Flute" (Coltrane) – 8:30
02. "Mr. Syms" (Coltrane) – 7:41
03. "Cousin Mary" (Coltrane) – 7:14
04. "Naima" (Coltrane) – 7:09
05. "Rufus (Swung His Face At Last To The Wind, Then His Neck Snapped)" (Shepp) – 6:24
Музыканты:
Archie Shepp – тенор-саксофон
Roswell Rudd – тромбон, аранжировки
Alan Shorter – флюгельгорн
John Tchicai – альт-саксофон
Reggie Workman – контрабас
Charles Moffett – барабаны
Ольга Дюдина
#FourforTrane #ArchieShepp #JazzCalendar #JazzAlbums #OlgaDyudina #10AugustJazz